Высказывания Г.Н. Волкова


Без памяти нет традиций,
без традиций нет культуры,
без культуры нет воспитания,
без воспитания нет духовности,
без духовности нет личности,
без личности нет народа.

 

Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта – основное человеческое качество. Доброта и есть человечность.

* * *

Педагогика будущего мне представляется педагогикой детской радости.

* * *

Цель воспитания - счастье человека, а средство воспитания - радость.

* * *

Ни одной удовлетворенной лекции по педагогике невозможно провести без собственного опыта. Без собственных идей.

* * *

Народ - великий педагог, все великие педагоги народны.

* * *

Пример - и положительный, и отрицательный - не действует сам по себе, его надо основывать на совести.

* * *

Бесчестность рано или поздно приводит к несчастью.

* * *

Борьба в корне преображает личность. Борьба за прогресс определяет человеческую судьбу. В самой логике борьбы много неожиданного.

* * *

Детей плохих не бывает - есть плохое воспитание.

* * *

Педагогикой надо заниматься ежедневно, она перерывов не терпит. Как и иностранные языки, спорт, музыка... Ни дня без детей - такова моя главная заповедь.

* * *

Матери бывают очень хорошие и очень несчастные. А плохих матерей нет и быть не может.

* * *

Вне всякого сомнения, в сфере духовной культуры ведущей является педагогическая культура, а в педагогической культуре - традиционная, народная культура воспитания.

* * *

Школа является первым шагом в системе влияния на все население.

* * *

Школа, в которой ограничивается употребление родного языка, чужда народу, враждебна ему.

* * *

Русский язык - не вместо родного языка, русский язык вместе с родным языком.

* * *

Нет друга - постарайся найти, нашел друга - береги его.

* * *

Желаете себе добра, делайте добро другим.

* * *

Главное в работе - доставлять радость людям. Петух будит женщину, мухи - мужчину, солнце - детей.

* * *

Сограждане, соплеменники, берегите детей. Лучшее, что имеет страна, - дети. Каковы дети - таков и народ.

* * *

Родина - в образе родного дома с отцовскими ветлами у крыльца в образе родной улицы, родной деревни - путешествует вместе с каждым из нас, и с ней мы не расстаемся никогда, ни на одну минуту. И в сердце, в мозгу, в каждой клетке, в каждом дыхании - она, заветная, золотая, колыбель.

* * *

Внутренняя духовная жизнь человека держится на любви, воспоминаниях и памяти. Это – стержневая линия в народном учении. Они тысячелетиями воспевались в народном эпосе, в семейно-обрядовой культуре, сопровождающей каждый символический судьбоносный период в жизни человека: рождение, воспитание, свадьбу, новые рождения потомков, несущих в себе плоть, кровь и душу своих предков, зрелость, старость и смерть... И каждое обращение к прошлому очищает настоящее и обогащает будущее.

* * *

Без соблюдения народных обычаев, без верности им не может быть полноценного человека – так представлялась народной мудростью цель воспитания.

* * *

Слово – самый мощный раздражитель, который может принести человеку не только приятное, но и горе, и слезы… Слово может существенно изменить течение всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Слова, сказанные уместно и своевременно, в связи с какой-либо специально организованной радостью ребенка, умножают её смысловое значение.

* * *

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Когда есть непременная гармония между национальным и интернациональным, то чем больше национального в воспитании, в единстве с интернациональным, конечно, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

* * *

Демократическое, гуманистическое мировое сообщество приведет совершенные народы к совершенному человечеству. Сегодня я точно знаю, что, в конечном счете, мировая цивилизация сохраняется именно в системе народных, демократических, высокогуманных воспитательных средств, призванных расширять, углублять преемственность поколений.

* * *

Перспективы развития науки в целом уже сейчас отчетливо видятся на путях взаимопроникновения, взаимообогащения опыта развития естественных и общественных наук - двух основных ветвей единого человеческого познания…

* * *

Педагогика должна быть педагогикой любви и свободы. Цель школы – нести радость и счастье детям.

* * *

Тӑван чӗлхе – халӑхӑн аваллӑхӗ, тӑван чӗлхе – халӑхӑн сумлӑ та телейлӗ малашлӑхӗ.

* * *

Тӑван чӗлхе – халӑхӑн ӗмӗр сӳнми ӑс-хакӑл чечекӗ. Унта – тӑван çӗр-шывӑн сенкер пӗлӗчӗ, уçӑ сывлӑшӗ, аслати-çиçӗмӗ, хирӗ-уйӗ, улӑхӗ-çаранӗ, тӑвӗ-сӑрчӗ, Атӑлӗ-Пӑли, унӑн ытарайми юманлӑхӗпе шӗшкӗлӗхӗ…

* * *

Икӗ чӗлхе – икӗ ӑс, виçӗ чӗлхе – виçӗ ӑс. Ӑслӑ пулар эппин! Тӗнче çине тарӑнрах та анлӑрах пӑхар!