Покрывало невесты (фрагмент). Фотография М.А. Костарева; Спиридонов М. Покрывало невесты; Сурпан тӗрри. Фотография Г.Н. Иванова-Оркова

Вышивка, как один из видов народного творчества, прошла долгий исторический путь, насчитывающий несколько тысячелетий. В орнаментах вышивки нашли себе место изображения, напоминающие пиктограммы и рунические знаки – элементы предписьма и древнейшие письмена, которые позволяют предполагать незапамятную древность их возникновения.

Из художественного анализа орнаментов вышивки и сопоставления их с данными археологии можно установить, что наиболее древняя форма их относится к эпохе энеолита, а многие методы построения узоров нисходят к еще более ранним периодам истории человечества: орнаменты керамики древних земледельцев южных областей Средней Азии эпохи энеолита, с которыми сопоставляем узоры чувашской вышивки, аналогичны росписям сосудов древнего Ирана, Индии, имеют определенные связи с расписной керамикой Ферганы, Синьцзяна и Северного Китая.

А. А. Трофимов, доктор искусствоведения.


Орнаменты, узоры и символы
чувашской народной вышивки

Одним из главных символов в чувашской вышивке является Солнце, источник всего живого на земле. Наши предки одухотворяли астрономические объекты и природные явления, поклонялись огню, земле, воде. Это находило отражение в орнаменте чувашской вышивки. Также важными являются символы, обозначающие людей, животных, птиц. Каждый узор носит не только декоративный характер, но и определённое смысловое значение.


Искусство чувашской народной вышивки
в музеях России.


Вышивальщицы


Исследователи чувашской вышивки


Литература

Тема вышивки в чувашской литературе


Библиография




Уроки вышивания

Секретами своего мастерства делится заслуженный работник культуры Чувашской Республики,
народный мастер Жачева Евгения Николаевна.


Интернет-ресурсы

Видео-ресурсы, текстово-иллюстрационный материал, вышивка в музыке.