Васьлей Митта

1908 - 1957

Чувашский поэт,
мастер художественного перевода

С. В. Тележкин, М. В. Савинова

Лирический герой в поэзии Митты


1. В суматохе нашего жестокого мира мы часто забываем имена истинных ценителей и носителей народной культуры. Одно из этих светлых имен – Васьлей Митта. Мы, учащиеся чувашской национальной гимназии №20, носящей его имя, стараемся приобщиться к народной культуре и через жизнь и творчество человека удивительной и яркой судьбы. Зеркальным отражением того, что происходило с Миттой, его чувств и переживаний являются созданные им герои и образы. Целью нашей работы является стремление показать единство Митты и его лирического героя. Задача работы - представление необычайно реального лирического героя Митты.

2. Методы решения поставленной задачи работы – анализ стихотворных произведений Васьлея Митты и сопоставление действительной жизни поэта с жизнью “выдуманного” героя его поэзии.

3. В конце работы вы убедитесь в том, что лирический герой Митты менялся вместе с автором. Если в начале творчества лирический герой вспыльчив и подвержен кипению бурных страстей, то в поздней лирике он внутренне собран, внешне спокоен и умудрен богатым жизненным опытом.

Введение

Имя Василия Егоровича Митты – одно из наиболее светлых имен в чувашской поэзии. Жизненный путь поэта не был легок и прост, достигнув в середине 30-х годов своей творческой зрелости, он разделил со многими представителями народной интеллигенции трагедию 37 года, и был оторван от родины на 17 лет. Однако эти тяжелые годы не сломили поэта, не отвратили его от творческого призвания. После всех перенесенных страданий Митта по праву писал:

Мой голос, закаленный болью,

Вновь так же чист, как звенящая сталь!

Был период в истории, и в истории литературы тоже, когда имя Васьлея Митты произносили шепотом и с оглядкой. Читатели любили его стихи, но не знали автора. Затем пришло время, когда мельком упоминалось краткое веское “Митта”. Наконец, и имя и творчество поэта заняли свое достойное место на литературном Парнасе. Немалая заслуга в этом истинных ценителей Митты и преданных друзей – прежде всего Петра Хузангая, народного поэта Чувашии, друга Митты с 20-х годов, Николая Ильбекова, народного писателя, Атнера Хузангая, литературоведа и критика, Геннадия Юмарта, научного исследователя.

Целью настоящей работы является попытка проследить изменения в душе, мировосприятии лирического героя поэзии В. Митты в различные годы творчества, включая юношеские стихи и произведения последних лет, увидеть единство и противоречие художественного мира поэта и мира реальной действительности, в которой жил и творил мастер слова, понять и показать “суть нравственно-творческого подвига”, “нежного чувашского лирика, мятежника мысли, сократического философа” через его слово и образ лирического героя.

Анализ и осмысление текстов лирических произведений Василия Митты, литературоведческих и критических работ о творчестве поэта, исследований и воспоминаний о его жизни явились основными способами и методами нашего исследования

Основная часть

Сам термин лирический герой в современной литературоведческой науке не имеет четких границ, поэтому довольно сложно определить объем и специфику охватываемых явлений. По исследованиям Ю. Тынянова, Л. Гинзбурга, Д. Максимова можно считать, что лирический герой – это своего рода двойник автора – поэта. Он проявляется во всей совокупности лирики, в отдельных циклах, лирических поэмах и стихах. Его можно рассматривать как некое лицо, имеющее определенную судьбу, своеобразный четко вырисовывающийся внутренний мир, а зачастую и внешние конкретные черты лица, повадок и т.д. Лирический герой традиционно находится в предельном совпадении с личностью автора, и в то же время – в ощутимом несовпадении с нею. Каков же герой ранней лирики Митты, буквально ворвавшегося в литературу? В стихотворениях 1926-1930 годов вырисовывается яркая личность дерзкого неуемного юноши-поэта, он восторгается своей молодостью, порою утопая в неожиданных взрывах чувств. Он полон надежд и сил для борьбы со старым во имя нового жизнеустройства.

Молодость - звонкое имя,

Молодость яркая радуга,

Молодость, говорят, молния.

Но молнии мир не рассечь,

Молодость отрежет, отмерит.

Кто он - новый герой нового времени?

Эпир ĕç ачисем

Тимĕрленчĕç пирĕн аллăмăрсем

Хурçăланчĕç çамрăк чĕремĕрсем

Сассăм – çутă шăнкăрав.

Ѕак таса çĕршывăн

Хуçисем эпир,

Ѕак тĕнчен йĕвенĕ

Паян кун пирте! (1926)

Мы, дети труда!

Наши руки стали железным

Наши юные сердца стальными стали

Голос мой - ясный колокольчик.

Этой чистой стороны

Хозяева мы,

Этой жизни вожжи

Сегодня у нас в руках!


Герой 18-летнего поэта не отделяет себя от понятия Родины:

Ѕĕршывăм, çĕршывăм, каллех эп санра.

Хĕрӳллĕ ыр юррăм пĕр саншăн янрать,

Тарас çук инçе эп санран ют çĕре

Нихçан та саваймĕ юта ман чĕре.

Родина, Родина, я снова в тебе.

Пламенная песнь для тебя лишь звучит,

От тебя не уйду я в далекую чужбину,

Сердце мое никогда не полюбит чужое.


Обращаясь к Родине, он требовательно спрашивает:

Туятăн-и эсĕ: çак пирĕн чĕре

Пĕр саншăн тапать вăл,

Пĕр саншăн хĕрет.

Чувствуешь ли ты: наше сердце

Для тебя лишь стучит,

Для тебя лишь горит.


Настроение и душа лирического героя видны в стихах:

Эх, кăмăлăм, шухă кăмăл,

Пĕрех хут ассан асам-и,

Тулхăртам-и вăй-хала?

Эй, хĕвелĕмçĕм!

Тытам–и,

Пăчăртам-и эп сана?

Эх, атьсемĕр, каçарсамăр,

Шухă, шухăш ман пуçра

Каçарсамăр та чарсамăр

Хăвăр аскăн сăвçăpa (1927)

Эх душа - разгульная душа,

Разгулявшись, погулять ли,

Не сдерживая силу?

Эй, ты, солнышко

Не поймать ли,

Не знать ли мне тебя?

Эх, ребятушки, простите,

Буйны мысли в голове…

Простите и угомоните

Своего разгульного поэта.


Моральные и душевные ценности лирического героя выражены в следующих строках:

Юлташлăхра телей иккен – мĕн.

Илем юлташлăхра кăна!

Ĕлĕк йăшнă хал-çунатăм

Халь хĕлхемлĕн вăл хыпать

В товариществе счастье.

И красота лишь в дружбе!

Когда-то ослабевшие крылья

Сейчас огнём горят…


Но вернёмся к автору. Если не считать детских и отроческих лет, жизнь поэта можно разделить на две почти равные половины: 17 лет (1924 – 1937, 1954-1957) литературного творчества и почти 17 лет (1937 - 1954) сталинских лагерей и ссылки (с небольшим перерывом с декабря 1947 по апрель 1949 года без права проживания в Чебоксарах). Раннему периоду творчества поэта присущи пьянящее чувство молодости, весенний настрой души. Новое понимание прекрасного порождало новую поступь стиха. В. Митта, как и его современники, увлекается поэзией Есенина, позже – Маяковского. Вот что вспоминала Нонна Кирилловна, жена поэта:

“Он самозабвенно любил стихи Есенина, много читал его и переводил. Из-за этого и провинился перед комсомолом, и его отправили на трудовое исправление сроком на год, не дав окончить техникум”.

Своего рода квинтэссенцией раннего творчества Митты становится поэма “В угаре” (“Сĕрĕмре”), опубликованная в 12 номере журнала “Сунтал” за 1927 год. Это яркое по образам, по обнажённости чувств и их незащищённости произведение, в котором поэт и лирический герой, составляющие неделимое целое, задумываются о судьбе чувашей, связывают её с предками – булгарами, скорбят об ассимиляции родного народа.

Эп юрласшăнччĕ савăнăçлă çeмĕ,

Эп пуласшăнччĕ –

Паттăр Сетнер…

Ĕмĕт cỳнчĕ, тăван,

Сисетн-е?..

Чăн, пĕтет-ши пулхăр этемĕ?..

Я хотел спеть веселую песню,

Я хотел быть

Сетнером - богатырем…

Мечта потухла, родной,

Чувствуешь?..

Верно ли, что исчезнет булгарин?


И в то же время поэма проникнута тоской по идеалу:

Ан тив, шухăшăм ман аскăн çиллĕ,

Ан тив, уртăр çитĕннĕ хал!

Пусть мысль моя – буйный ветер,

Пусть бунтует норов мой!…


Тележкин, С. В. Лирический герой в поэзии Митты : [электронный ресурс] / В. С. Тележкин, науч. рук. М. В. Савинова // reflejo@winning.com

 
Национальная библиотека Чувашской Республики © 2008 | publib@cbx.ru