Пурнăçĕпе ĕçĕ-хĕлĕ


ҪЫРУСЕМ И. Я. ЯКОВЛЕВА

13 мая 1871 г., г. Симбирск1


Любезный Алексей!


Вчерашний день, тотчас по получении из Казани от секретаря попечителя А[лексея] Никит[ича] Троицкого в высшей степени важного и радостного для нас обоих письма, я послал тебе телеграмму на имя командира Бутырского полка, я полагаю, что ты ее прочитал в тот же день, в который я отправил. Своим избавлением от военной службы ты прежде всего и более всего обязан [...] людям, которые довели до сведения государя императора и которые ходатайствовали перед ним об тебе, — это именно г[осподину] министру народного просвещения графу Дмитрию Андреевичу Толстому и г[осподину] попечителю Казан[ского] уч[ебного] округа Петру Дмитриевичу Шестакову; обязан также ты своим избавлением Илье Николаевичу Ульянову и Ивану Афан[асьевичу] Горбунову, потому что они первые официально ходатайствовали перед попечителем о тебе, и вследствие их ходатайства возникло у попечителя дело, которое блестящим образом окончилось твоим избавлением. [...] И дай бог, Алексей, чтобы время и обстоятельства не изгладили и не уничтожили в твоей памяти и в твоем сознании то, во имя чего ты избавлен! Ты и старший твой брат Василийа избавлены во имя христианского просвещения и образования наших бедных и невежественных чуваш3.Помни, это великое дело, и не забывай его; трудись для его преуспеяния; посвяти всего себя этому делу. [...]

В распоряжении и извещении г[осподина] министра народного просвещения относительно твоего освобождения говорится так: «Государь император по всеподданнейшему докладу г[осподина] министра народного просвещения в 28-й день минувшего апреля всемилостивейше соизволил на освобождение воспитанника педагогических курсов при Симбирском уездном училище, крестьянина из чуваш, Алексея Рекеева от исполнения рекрутской повинности, с совершенным исключением его, не в пример другим, из числа работников и без перенесения этой повинности на старшего брата его Василия Рекеева». О чем г[осподин] мин[истр] нар[одного] просвещения сообщил военному министру, внутренних дел и г[осподину] попечителю Казанского уездного округа т[айному] с[оветнику] Шестакову, а от последнего последовало отношение Симб[ирской] губ[ернской] зем[ской] управе, симб[ирскому] губернатору и г[осподину] инспектору нар[одных] училищ Ульянову.

Чтобы тебя возвратили по возможности поскорее, я сегодня попрошу Илью Николаевича Ульянова или же губернатора написать официальную бумагу здешнему батальонному командиру, чтобы этот последний написал прямо в тот полк, где ты служишь, также я попрошу, чтобы не произ[ош]ло недоумений, разъяснить, что ты забрит и значишься в полку под именем не Алексея Васильевича Рекеева, как назван в распоряжении мин[истра] нар[одного] просвещения, а Алексея Васильева. Я надеюсь, что ты к первому июня будешь в Симбирске. Дня через три я вышлю тебе на проезд денег около 12 рублей, хотя я полагаю, что у тебя еще должны быть и свои деньги в руках.

Глазов (старик) написал вчерашний день вечером о тебе письмо полковнику Бутырского полка Нагаткину, он родственник и хороший приятель старика Глазова. Это я сделал для того, чтобы до получения официального распоряжения не стесняли тебя в полку; прошу тебя, если у тебя будет свободное время, употреби его на ознакомление и изучение всего того, что есть в Туле и поблизости ее хорошего и замечательного, например, по учебной части и заведений; в Туле много заводов, чего нигде в другом месте России не увидишь.

Любящий тебя И. Яковлев.


Мы с Ив[аном] Яков[левичем] Христофоровым весь вчерашний день были в восторге, мальчики тоже, все они тебе написали тотчас письма, письма эти я пошлю тебе вместе с деньгами в воскресенье. Ты из Тулы поедешь в Москву, где пробудешь дня три, даже четыре и долее, Раевским4 я напишу письма, чтобы они поместили тебя на все время у себя, потом пробудешь день или два в Нижнем, заедешь в Казань дня на два или больше. Более подробно обо всем этом я напишу в следующем письме. Телеграмму я отправил при мальчиках, они все ее читали и удивлялись, что ты скоро ее получишь.



Яковлев, И. Я. Письма / И. Я. Яковлев. – Чебоксары, 1985. – С. 139-141.


1 Печатается по подлиннику (ЧРКМ, личн. ф. И. Я. Яковлева).

а В. В. Рекеев.

3 И. Я. Яковлев под «христианским просвещением и образованием чуваш» понимал приобщение их к культуре, признаваемой «русско-народными массами, включая религиозное воспитание.

4 Раевские – братья и сестры С. Д. Раевского, у которого И. Я. Яковлев вместе со своими учениками, включая А. В. Рекеева, проживал на квартире в годы учебы в Симбирской гимназии. В Москве в 1871 г. жили Артемий, Дмитрий, Зинаида и Клеопатра Раевские.


каялла